ТИГР ИЗ БЕНАРЕСА
- Пиастры!
Пиастры! - надсадно верещал
разноцветный
попугай, раскачиваясь в ржавой
железной клетке под закоп-
чённым потолком прокуренной
таверны.
Пираты и контрабандисты наливались
ямайским ромом.
- Хэллоу, джентльмены! - рявкнул
самый старый и криво-
ногий из них по прозвищу Тигр из
Бенареса и бросил на стойку
пригоршню звонких песет, предлагая
выпить за здоровье про-
славленного капитана Питера Блада,
и прожжённый испански-
ми пулями "Весёлый Роджер"
отражением заполоскался в его
глазах.
Или нет.
Это артистическое кафе с
покосившейся вывеской "Привал
комедиантов", подвальчик, под
сводами которого среди рас-
писных сундуков и скамеек ан рюс
пьют аи странствующие ли-
тераторы, бродячие интеллигенты,
лохматые художники, непри-
знанные музыканты в потёртых
фраках - истинные аристократы
духа - оборванные, поджарые
обладатели тощих кошельков
и неиссякающей самовлюблённости.
Они пьют, а старый мэтр
читает по-французски про пьяный
корабль. В упоении прислуши-
ваюсь я к плавным звукам
полузнакомого языка и от души зави-
дую Ар-пору Рембо, самому странному
из гениев, когда-либо по-
сещавших сей мир. Мне тоже почти
восемнадцать, и я тоже хочу
быть великим поэтом, сейчас, сию
минуту, а потом, за всю
жизнь, я могу не написать ни строчки
и умереть хмурым ноябрь-
ским утром в госпитале для бедных
на берегу Средиземного моря.
Я уже протягиваю руки, чтобы со
слезами умиления обнять
старого мэтра, подарившего мне эти
слезы...
- Здесь не занято?
- Нет-нет.
Это был тот самый старик. Он бы
вполне мог быть и средне-
вековым алхимиком и астрологом,
хозяином сумрачного каби-
нета, где пылятся инкунабулы,
зеленоватые испарения поднима-
ются от колб и реторт и со старинной
модели небесной сферы
немигающими ярко-жёлтыми глазами
созерцает пустоту пусть
мрачноватый, но зато утверждённый
веками символ бездонной
вселенской мудрости -
глубокомысленная сова.
Он сел против меня за единственный
свободный столик
единственной в нашем микрорайоне
мороженицы, шумной
по обыкновению вечером в час пик,
когда здесь собирались
работяги сполоснуть горло после
честно прожитого трудо-
вого дня. Ему было за шестьдесят,
может быть, около семидеся-
ти. Он улыбался беззубым ртом,
растягивая провалившиеся
губы, в улыбке было нечто хищное;
так, вероятно, улыбаются
волки.
- Пьёте? - он взглянул на мою
бутылку.- А как на это
смотрят ваши родители?
"Какое мне дело до родителей! Я
пью, чёрт возьми, и раз-
мышляю над смыслом бытия!" -
воскликнул я про себя.
Он кивнул, улыбаясь как будто
угаданным моим мыслям,
и вдруг спросил:
- Вы никогда не интересовались
оккультными науками?
- ...?!
- Да, да. Хотите, предскажу будущее?
Дайте руку. Однако,
что вы. Конечно, шучу. Будущее
непредсказуемо. И всё же мо-
лодёжь нынче вновь повернулась к
оккультным наукам: пара-
психология, метемпсихоз - аромат,
так сказать, начала века.
Вот года два назад мы с некоторыми
весьма достойными по ны-
нешним временам молодыми людьми
вызывали дух Шопен-
гауэра. Правда, они и слыхом не
слыхивали, кто такой был
Шопенгауэр. Их привлёк звук. Есть
имена, которые звучат вол-
нующе и притягательно...
Из мороженицы мы вышли вместе, в
мягкий зимний вечер.
В полосах света от реклам, шурша,
кружились снежинки и таяли,
едва соприкоснувшись с блестящей
коричневатой кашицей на ас-
фальте. Разговор с высоких материй
перешёл на более близкие
мне, старик заговорил о недавно
забытых, да пожалуй, ещё и не
совсем забытых мною книгах с
героями, которые всё могут и ни-
чего не боятся. О несравненные
потрёпанные книги, расска-
зывающие о спрятанных сокровищах,
пампасах и прериях, вы-
жженных равнинах и бирюзовых
волнах Караибского моря - на
старых картах море называлось
именно Караибским, по бирюзо-
вым волнам проносились лёгкие
пиратские бригантины и брали
на абордаж неповоротливые галионы
"серебряного флота".
- Послушайте, вы писали что-нибудь,
кроме сочинений по
литературе? - спросил старик, вдруг
останавливаясь.
- Контрольные работы по арифметике,-
неожиданно для
самого себя ответил я и был очень
рад собственному остро-
умию.
- Я задумал роман приключений. Дело
в том, что я - Вла-
димир Норолевский, по прозвищу Тигр
из Бенареса. Вижу вос-
хищение в ваших глазах. Да, это я. Я
беру вас в соавторы.
Завтра воскресенье, приходите как
можно раньше с утра. Я уже
купил пять дестей бумаги и две
бутылки чернил. До завтра.
Серая калитка проскрипела на
несмазанных петлях. Старик
растворился в темноте, как и
полагалось таинственному незна-
комцу. Я обернулся и увидел, что
стою на безлюдной набе-
режной.
Темнота и неисчерпаемость
пространства над Невой. Это та-
кие мгновения, когда человеческая
душа в неизъяснимом вос-
торге познаёт величие мироздания и
когда человеку хочет-
ся кричать: "И я тоже велик, и я
тоже неисчерпаем!" А ветер
с залива крутил снежок на льду, и на
том берегу в тёмно-фиоле-
товых разводьях полыньи отражались
неподвижные жёлтые
огоньки.
Восторг перед мирозданием перешёл
в прилив энергической
радости, и захотелось перевернуть
мир, захотелось творить.
Большой роман, слава, восторженные
девичьи глаза. Интервью
для "Комсомольской правды":
"Мои эстетические искания ярче
всего прослеживаются, ну, скажем, в
пятой главе. Образ героя
навеян воспоминаниями юности, а в
героиню я был когда-то
безнадёжно влюблён, но не смел
сказать ей об этом". Или
лучше. Входит старик: "Идёмте.
Сегодня мы обедаем у Паустов-
ского, а назавтра в таверне
"Зелёный слон" нам назначил
встре-
чу Леонид Ильич Борисов".
Тогда, в середине шестидесятых,
были живы ещё и Борисов,
и Паустовский.
И вот после упоительной бессонной
ночи наступил вполне
обыкновенный день. За зелёным
забором со скрипучей калит-
кой дрожал под упругим ветром и
сыпал сорванным с тополей
снегом обыкновенный заводской
сквер. За тополями и круго-
вертью снега расплывался
неопределённого цвета пятном похо-
жий на барак дом со слезающей
кривыми пузырями жёлтой
краской. Именно так я воспринял
этот пейзаж в то утро, когда
впервые шёл к Норолевскому.
А деревянная лестница в доме - так
та и совсем готовилась
развалиться. Она скрипела и
раскачивалась под моими ногами.
На втором этаже лестница кончилась.
- Норолевский? Это Владимир
Феокритович, что ли? -
толстая женщина отстранилась от
таза с бельём, стряхивая
с красных рук мыльную пену. На
коммунальной кухне жарили,
варили, стирали и морщились от
кастрюльного чада.
Я прошёл в конец коридора. Что это
был за коридор! Всю-
ду всяческие сундучки, ботинки без
подмёток, подмётки от боти-
нок, велосипедные рамы без колёс,
колёса без рам. Да стоит ли
перечислять. Вот преддверие жилища
истинного писателя. Один
раз посмотреть и потом долгие годы
бичевать нищающее мещан-
ство.
Я постучал в последнюю дверь. Она
открылась, и я увидел
каморку, наполненную, нет, не
романтическими зеленоватыми
испарениями от колб и реторт, а
скорее прозаическим, чем
романтическим, сизым табачным
дымом, поднимавшимся к по-
толку вдоль грязных обоев. На одной
из двух втиснутых в ка-
морку коек, ржавой, расшатанной и
скрипучей, ворочался
с боку на бок небритый
меланхолический субъект в рваных
нос-
ках и курил. Сам Владимир
Феокритович Норолевский, по про-
звищу Тиф из Бенареса, с печатью
думы на челе прохаживался,
разминая ноги, в проходе между
койками.
- Вы пришли? Спасибо. А я тут уже
извёл одну банку чер-
нил и после мучительных творческих
поисков составил план на-
шего романа. Мы назовём его
"Двойник шейха". Слушайте:
Глава первая. Выстрелы на рассвете.
Глава вторая. Кровавый рассвет.
Глава третья. Любовь и смерть.
Глава двадцать третья. Смерть и
любовь.
Эпилог. Прекрасная Беатриче.
Чтобы по такому плану да не
накатать первоклассный ро-
ман! Мы покажем всю мерзость и
продажность буржуазного
мира - и нас будут читать. Публика
любит про мерзость. Мы
разоблачим эту мерзость - и
отхватим какую-нибудь литератур-
ную премию за воспитание в
юношестве светлых идеалов на от-
рицательных примерах. Мы
переплюнем, ей-богу, самого папа-
шу Дюма и автора "Наследника из
Калькутты"!
- Глупо,- сказал небритый
меланхолический субъект, чуть
приподнимаясь на койке.
- Тебя не спрашивают,- ответил ему
Норолевский.
- А я говорю - глупо. Писатель.
Живописец второго разря-
да. Нет как у всех нормальных людей -
в воскресенье поспать,
а после выпить и побалдеть.
Щелкопёр. Сходить, что ли,
к Ваське Зболдунову, телевизор,
вроде, уже начался.
Он встал, втиснул ноги в ботинки и
удалился, не слишком
изящно затворив за собой дверь.
- Дитя природы, только по краешку
тронутое цивилизаци-
ей, в смысле телевизора,- кивнул
вслед ему Норолевский.-
Разве может такая скотинка понять,
как измученная творческая
душа томится в клетке сознания. И я,
рождённый для того, что-
бы воспевать победу добра над злом,
человека - над слепыми
силами природы, запряжён с таким
вот объективным явлением
в одну упряжку. Вы не находите, что
это скорее грустно, чем
смешно. Боже! А я ведь жил. Настоящей
творческой жизнью.
И Норолевский, плача и смеясь,
поведал мне историю своей
творческой жизни. В основном это
были проделки весёлого жу-
лика на ниве отечественной, по его
выражению, а скорее всё же
попросту внутрирайонной
журналистики.
Он рассказал, как воспел языком
газетной прозы чудесное
спасение тонущей девушки
благородным юношей. Благородный
юноша бросился с
пятнадцатиметрового моста в бурный
поток
и вытащил из него прекрасную
утопленницу. Кому-то - Норо-
левский полагал, жалкому
завистнику - пришло в голову прове-
рить факты, и выяснилось, что
мост-то и действительно был около
десяти метров высотой, но вот поток
под ним - курице по колено.
- Образно выражаясь. И мне дали
пинка. За превратное
истолкование фактов
социалистической
действительности.
Тогда Владимир Феокритович, сделав
соответствующие вы-
воды, переменил место жительства и
посредством другой район-
ной газеты поведал миру, как зимой
умная собачка нашла в ле-
су замерзающего мальчика.
- Несчастный ребёнок! Он посинел и
весь дрожал. Ему
просто необходима была
сердобольная старушка. Собачка по-
бежала в ближайшее селение и стала
скрестись под окном
мясной лавки. Вышла
старушка-уборщица, и пошла за собач-
кой в лес, и откопала, и согрела
полуживое дитя. Редактор
возрыдал от умиления, запустил
материал сразу же в номер,
а в следующем выдал плод
собственных раздумий, статью "Ду-
мают ли животные" с
подзаголовком "Философские
проблемы
бытия".
За время нашего знакомства старик
рассказал мне массу по-
добных историй, которые сам называл
остроумными мистифи-
кациями. Они отличались друг от
друга деталями, но сходи-
лись в одном: в них всегда
кто-нибудь кого-нибудь спасал.
Я как-то заметил Норолевскому, что
по Фрейду мания спасания
означает желание иметь ребёнка.
Владимир Феокритович заду-
мался, а потом произнёс, растянув
морщины на лбу:
- Скорее всего, он прав.
Всю зиму мы писали наш роман, по
большей части таким
же образом, как и в первый раз, и всю
зиму над нами издевался
небритый сосед Королевского.
- Это от природной тупости и лености
мысли,- говорил
Норолевский, когда сосед уходил,
хлопнув дверью.
Как-то Норолевский спросил меня:
- Вы бываете в свете?
- Что такое свет? - в тон ему, с
некоторой патетикой в го-
лосе ответил вопросом я, уже
научившийся на его манер изде-
ваться над собой и одновременно над
всем окружающим миром.
- Я имею полномочия ввести вас туда.
Один местный
поэт... Мечтает сплотить вокруг себя
все свежие силы искусства,
для начала хотя бы в масштабе
района. Правда, слово "искусст-
во" почему-то пишет через два
"тэ". Работает мастером у нас
на
заводе. Два раза в месяц ходит с
женой в театр. После театра
у него бывают мигрени, то есть болит
голова. Пишет исключи-
тельно по ночам, когда в квартире
стихают все шумы в местах
общего пользования. Он долго
мучается творческими муками, то
есть грызёт карандаш, и на бумагу
ложатся глубоко продуман-
ные строки. Он испытывает
высочайший духовный подъём,
спать ему уже не хочется... на работу
приходит, естественно,
в несколько сомнамбулическом
состоянии - у него слипаются
глаза. Словом, он - один из легиона
безымянных мучеников от
поэзии. Так вот, этот человек
устраивает журфиксы. Михаил
Васильевич Буташевич-Петрашевский
принимал по пятницам,
Юрий Филиппович Столбнлков
принимает по средам. А как го-
товит его жена Берта Яковлевна!
Объедение! Весьма любопытно
и очень вкусно. Пойдёмте.
Юрий Филиппович ожидал нас и,
пританцовывая от нетер-
пения, бросился навстречу. Это был
очень маленький, зауряд-
ной внешности человек в чёрной паре
с галстуком "кис-кис"
и с портретиком Чехова на лацкане.
- Столбняков. Очень приятно. Прошу.
Пожимая мне руку, он заметил между
прочим, что будет рад
как-нибудь на досуге посмотреть мои
произведения и высказать
критические суждения о них.
В его жене Берте Яковлевне было
нечто от кустодиевских
купчих, то же невозмутимое
спокойствие духа, торжествующее,
не смотря ни на какие общественные
и литературные ката-
клизмы. Она как раз ставила на стол
огромное блюдо, посреди
которого, вздымая оголённые лапки к
трёхрожковой шир-
потребовской люстре, возлежал
жареный гусь. Гуся тотчас же
окружили бутылки самых изысканных
вин, из тех, что можно
было приобрести в гастрономе на
углу Кондратьевского и Вату-
тиной.
- Надеюсь, эта неделя не прошла
бесследно для вашего
творческого роста,- сказал
Норолевский, жадно вдыхая аромат,
исходивший от гуся.- А гусь! Каков
гусь! Настоящий арзамас-
ский гусь!
- Было кое-что,- признался Юрий
Филиппович, пригла-
шая садиться.
- Ах да,- спохватился Норолевский.-
Вечер вашей поэзии
в красном уголке. Нет-нет, я не забыл
о нём, просто никак не
смог прийти, несмотря на всё моё
искреннее и глубокое жела-
ние. Увы, обстоятельства сильнее
нас. Надеюсь, вы расскажете,
как прошёл ваш вечер. Я прямо-таки
сгораю от нетерпения.
- Да что там. Никто и не пришёл. Не
интересует поэзия
нашего работягу. Ему бы выпить да
козла забить. Что ни гово-
рите, ограниченный кругозор.
Вечерить они ещё будут, если
хорошо заплатишь, а слушать стихи -
что вы! Да вот, к приме-
ру. Вы знаете Иванова? Молодой
парень, такому бы работать по
две смены да учиться в вечерней
школе. А тут нет и нет на ра-
боте. Прихожу к нему домой - он уже
лыка не вяжет.
- Что делаешь? - говорю.
- Пью.
- А может быть, хватит?
- Хочу и пью.
Вот и поговори с такими.
- Да,- сказал Норолевский,- такой уж у
нас рабочий
класс - никак не может воспринять
пролетарскую идеологию.
Мечты поэзии, создания искусства...
Словом, восторгом сладо-
стным их не расшевелишь. Однако не
почитаете ли вы нам, ис-
тинным ценителям подлинной поэзии.
- С удовольствием.
- Просим, просим,- зааплодировал
Норолевский.
Люблю я свой Калининский район,
Хоть он не так красив, как
Петроградский.
Но здесь родился я и здесь я рос,
И я люблю, люблю его по-братски.
Уже взошла кудесница-луна....
- Я почему написал "кудесница",-
сказал Юрий Филиппо-
вич, когда кончил читать.- Я мог бы
написать "волшебница",
оно ведь тоже по смыслу подходит.
- Вы нашли свежий образ,- подхватил
мысль Норолев-
ский, отрываясь от гусиной лапки.
- Во-во.
- Я склоняюсь перед вашим
поэтическим чутьём. Сти-
хи прелестны. Вы показывали их
редактору нашей многоти-
ражки?
- Показывал.
- Ну и как?
- Не печатает.
- Ах, он совсем не разбирается в
высокой поэзии. Тема-то
актуально важная. Вы, так сказать,
пишете о тёплом и хорошем
чувстве, которое питаете к родному
городу. Но, по-моему, ре-
дактор немножечко прав...
У Юрия Филипповича двинулись
желваки на скулах, и он
упёрся взглядом в дно своей рюмки.
- Нет-нет, я не сказал, что он совсем
прав, а только чуточ-
ку. Ведь находим же мы погрешности у
Платона и Аристотеля.
Вы уж извините, что я вмешиваюсь в
процесс вашего творчест-
ва, но, по-моему, тему следовало бы
развить исторически, начи-
ная этак с семнадцатого года, или
даже лучше - от сотворения
мира. Что вы, что вы, я, конечно, шучу.
Никакого сотворения
мира ведь не было, всё произошло
само собой, от обезьяны.
Это, так сказать, идеализм,
идеалистические, так сказать, мыс-
ли. Но если бы вы всё это начали с
Адама и Евы и проследили
бы, как любовь к родному городу
диалектически видоизменяет-
ся по ходу исторического развития,
вас бы, конечно, напечата-
ли. Представляете себе, в газете:
Юрий Столбняков - и под
этим ваша поэза. И вы, так сказать,
несёте свет своих идей
в широкие народные массы.
У Юрия Филипповича оказались
какие-то редкие импортные
сигареты, и мы вдвоём вышли в
прихожую - Норолевский не
курил.
- Ты смотри-ка,- сказал Юрий
Филиппович.- Простой
работяга, а как всё понимает. Вот
даже я, мастер, всего того не
знаю, чего он. Нет, есть ещё в нашем
народе самородки. Знаете,
я верю в народ. Я хочу быть понятным
простым людям. И я
всегда буду писать для народа, а не
для кучки избранных.
- Для всего народа? -
поинтересовался Норолевский, про-
совываясь в дверь.
- Да! - твердо сказал Юрий
Филиппович, и глаза его про-
сияли.
Он читал весь вечер, и весь вечер
Норолевский на всяческие
лады издевался над ним. Чем больше
Юрий Филиппович читал,
тем больше ему хотелось пить, и чем
больше он пьянел, тем
громче ему хотелось читать. Он
вскочил, едва держался на
ногах, весь раскраснелся и орал, не
обращая внимания уже,
слушают его или нет. В конце концов,
он свалился под
стол; падая, ухватился за скатерть,
опрокинул на себя тарелки
с остатками гуся и, пытаясь встать,
кричал:
- Есенин пил. Я тоже пью. Почему
Есенину можно, а мне
нельзя? Я тоже хочу, как Есенин. Меня
не печатают. Сволочи!
Все сволочи! Печатают друг друга, а
после хвалят. Лисица хва-
лит... Что? Кого хвалит? Лисица
хвалит петуха за то, что хвалит
он кукушку. Интеллигенты, сукины
дети. А я ведь тоже интел-
лигент, зря я, что ли, курсы мастеров
кончал. Лисицы, суки,
петухи...
Мы положили его на кровать, и он с
кровати кричал, что
хочет пить, как пил Есенин, а Берта
Яковлевна вздыхала, стирая
ему соус с лица мокрой губкой:
- Господи, ну хоть писал бы как
Есенин, хоть бы что-ни-
будь бы мог. А то ведь мучается как.
Все над ним смеются, а он
всё своё. Этому же учиться надо, а он
хочет всё сразу. И выма-
зался-то как. Горе ты моё.
- Глубока трагедия русской
интеллигенции,- резюмировал
Норолевский уже на улице.- Да, все
мы, по сути, в страшной
изоляции. Мечемся, призываем людей,
дабы правильно поняли
бы нас и по достоинству оценили бы
место, занимаемое нами
в мировой истории... Увы, ему... и мне.
Однажды я застал старика в странном
положении. Он сидел
за столом, никого в его комнате не
было, и Норолевский разго-
варивал сам с собой. Заметив меня,
слегка смутился.
- Послушайте, что я тут набросал,- и
стал читать, закаты-
вая глаза и временами придавая
своему морщинистому лицу
умильное выражение:
"Тишина дрожала в
томно-дремотном воздухе, напоённом
ароматами цветов. Радужная бабочка
повисла на ветке, грациоз-
но поводя крылами, окунутыми в
небесный эфир. И небо,
и лес, и поле - всё дышало терпким
ароматом вновь пробуж-
дающейся жизни. И радужные крылья
бабочки ещё более
подчёркивали собой гармонию
весны...".
- Может быть, пригодится для нашего
романа. Вставим ку-
да-нибудь. Будет, так сказать,
лирическое отступление.
И вдруг он вспомнил:
- Да, а Юрий-то Филиппович повесился,
совсем как Есе-
нин. Нет, не пугайтесь, не совсем, то
есть не до смерти. Он по-
весился, извините, в туалете и стал
колотить ногами в дверь.
Соседи его сняли. Эх, одна моя
отрада - Юрий Филиппович
Столбняков. Приятно сознавать, что
есть в мире хоть кто-то,
кто глупее и неудачливее тебя.
- Юрий Филиппович - зеркало, в
которое смотрятся все
прелести нашего воспитания,-
зачем-то изрёк я.
Норолевский вздохнул:
- Нет, мой юный друг. Мы с вами
никогда не напишем
наш роман. Это судьба. А так
хотелось бы иметь собственную
книгу. Книга. Вы представляете,
держать в руках собственную
книгу. Вы будете осторожно
поглаживать её переплёт, раз в не-
делю протирать влажной тряпочкой...
Слушайте, пойдёмте гу-
лять. А?
Мы вышли на набережную. Стоял
апрель, самое его нача-
ло. Было солнечно, и город уже дышал
нагревающимся ас-
фальтом.
Лирическое настроение низошло на
Норолевского...
- Детство! Прекрасная невозвратимая
пора,- продеклами-
ровал он, закатывая выцветшие
голубые глаза,- В детстве нам
всегда кажется, что мы станем чем-то
большим, чем становимся
впоследствии. Увы, даже это сказали
до меня и в более образ-
ной форме. А я ведь получил хорошее
воспитание. Я ещё,
как говорится, ходил пешком под
стол, когда бабушка вы-
учила меня французскому языку и
тому, что не следует смор-
каться за столом. Французский я уже
забыл, а что не следует
сморкаться - помню. И сморкаюсь.
Вы можете себе представить Крым в
двадцатом году?! Отец
служил у барона Врангеля. Я чуть не
очутился в эмиграции.
Отец, держа меня за руку, уже взошёл
на борт парохода, а по-
том сбежал обратно, воскликнул:
- Русская земля, только ты будешь
пухом Феокриту Норо-
левскому! - и зарыдал.
И Русская земля не замедлила стать
ему пухом, моему бед-
ному отцу.
Кого жалеть? Все мы странники в этом
мире, освещённом
луной, или как там, бишь. Мы проходим
по выжженной равни-
не своей души под осенние крики
журавлей. Нет, я слишком
игрок, я давно убил в себе человека
и мыслителя. Я могу
ещё переврать прозой пару
прочитанных когда-то поэтических
строк. Смотрите на меня и учитесь,
как не нужно делать. Дух
отрицания - всеубивающий дух. Мне
один путь, а вы идите туда,
где сияют истина, добро и
справедливость. Они существуют.
А знаете, иногда кажется, что не всё
ещё кончено, и хочется
жить, познавать. У меня холодок
проходит вдоль спины, когда я
представляю себе кабинет, от пола
до потолка уставленный
книгами. Всю жизнь мечтал о таком
тихом кабинете, и чтобы
непременно дрессированная сова на
модели небесной сферы
посередине. Запереться у себя в
кабинете и познавать, позна-
вать, ни на что не обращая внимания.
Да и что в этом мире за-
служивает его, кроме внутренней
глубины нас самих?
Послушайте, вы придёте на мои
похороны? Вижу улыбку.
Я смешон?
- Нет, я просто улыбаюсь собственным
мыслям.
Старик еще долго говорил об истине,
добре и справедливо-
сти. О том, что истина рождается в
споре, добро торжествует
и тому подобное. Он говорил, что,
несмотря ни на что, нужно
сохранить и пронести через всё
живую душу, звучащую в ответ...
Он сказал - на что, я не запомнил.
Не знаю, в тот ли день у меня
появилось предчувствие, что
мы видимся в последний раз.
Возможно, этого предчувствия со-
всем не было, то есть предположение
о нём пришло позднее,
когда всё уже совершилось.
Наступили экзамены в университете,
и мне стало не до Но-
ролевского. А в середине июня я
записался в археологическую
экспедицию на Алдан, купил
охотничье ружьё и решил зайти
к старику похвастать. Тогда я
каждому встречному и поперечно-
му говорил, что Алдан - это русский
Клондайк, а, скорее всего,
я твердил это самому себе. Я думал,
что найду там характеры
и сюжеты для своих будущих
рассказов, как произошло с Дже-
ком Лондоном. И вот, перед самым
отъездом я зашёл к Норо-
левскому. Его койка была в
идеальном порядке, а на соседней
лежал в ботинках его небритый сосед
и глядел в потолок.
- Тебе Владимир Феокритыча? Нет его.
Понимаешь, такая
история. Больше всего он ненавидел,
войну. Вот и решил пре-
дотвратить третью мировую. Стал
составлять систему войн за
все времена, чтобы потом с помощью
таблицы умножения вы-
числить, когда третья мировая
начнётся, и наше родное совет-
ское правительство о том
своевременно предупредить. Ну, биб-
лиотеки разные нужны. Он и ездил по
всем городам, сидел по
библиотекам. А кто он? Бывший
интеллигентный человек. Ни
работы постоянной, ни прописки.
Жить на что-то надо? Воро-
вал. Мол, сейчас принесу небольшое
зло отдельно взятым
людям, зато впоследствии - великую
пользу всему миролюбиво-
му человечеству. Запутался он в
своей системе войн, не под
силу она ему оказалась, хоть и
интеллигентный человек. Решил
всё завязать и начать честный образ
жизни, устроился к нам на
завод маляром, получил койку здесь,
в общаге. Только ума
не хватило, чтобы молчать. Написал
рассказ про кражу, кому-то
показал. Когда его забирали, я,
говорит, был благородный жу-
лик - солдат и студентов не грабил,
они и так бедные. Жаль
старика, умрёт теперь за колючей
проволокой.
"Вот так Тигр из Бенареса,- сказал
я себе и как-то невольно
подумал: - Открылась истина,
украденное добро восторжество-
вало, и справедливость в лице
правосудия наложила на старика
свою холодную лапу".
- Умрёт теперь за колючей
проволокой,- зевая, повторил
небритый сосед Норолевского.
КОНЕЦ