ЗУБНАЯ
БОЛЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ
ПОЭТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Всю ночь у поэта Сандрильонова
болел зуб. Сандрильонов
повизгивал тихонько и жалобно,
зарывал щеку в подушку. По-
том вскакивал со своей ржавой
железной кровати, скрипевшей
сочувственно и нестерпимо и, сунув
ноги в поношенные полу-
ботинки, подрагивая голыми
коленками, ходил по комнате
вдоль стены, от двери к окну и от
окна к двери. Боль представ-
лялась поэту круглой, красной с
зеленоватым оттенком и напо-
минала то ли разбегающиеся
галактики, то ли спираль времени.
"Выдеру его, паразита,- думал
Сандрильонов,- утром же
выдеру". И видел себя сидящим в
кресле зубного врача.
"Нет, к чёрту. Поболит и
перестанет. В прошлый раз тоже
болел. Не умер же. И теперь не умру. А
если и умру? Ну и что!
Мужчина так устроен, что боится
боли больше, чем смерти. Это
женщина легко переносит боль и
боится смерти, детей боится
осиротить. А если всё-таки
вырвать?" Колени у Сандрильонова
сделались вялыми, словно плохо
застывший студень. "Нет, муж-
чина боится зубного врача больше,
чем боли. Ишь ты, что вы-
ходит-то".
Зимний рассвет - всё равно как пар
над молоком. Рассвело,
смотришь - ни пара, ни молока, только
полумрак лёгкий стоит.
И видно, что занавеска на окне
грязная. Противно, когда зана-
веска грязная. Батон лежит на столе,
чёрствый. Сандрильонов
вдруг представил себе, будто он
жуёт батон и сухая крошка по-
падает на оголённый нерв.
Почему я так боюсь зубодёров?
Ведь это раз - и нету. Да и не больно
вовсе, не будет же он
драть без укола. Но не хочу я идти к
нему, не хочу. Это, навер-
но, оттого происходит, что внутри
человека существует гармо-
ния. Человек живет сам в себе, в
своих мыслях и чувствах, а тут
лезет незнакомый субъект в рот
волосатыми лапами, и всяче-
ская гармония... что?.. нарушается.
Вот оно! Мужчина больше
всего боится нарушения своей
внутренней гармонии. А у жен-
щин её и нет вовсе. И зубы у них
поэтому красивые. Но всё это
пошло, мелко. Не бывает ведь женщин
великих художников,
композиторов или, к примеру -
поэтов...
Круглая красноватая боль, похожая
на спираль времени, рва-
нулась в разные стороны и
рассыпалась множеством маленьких
блестящих осколков. В глазах у
Сандрильонова помутилось, он
покачнулся, замигал исступлённо и
заходил быстрее, равномер-
но покачивая головой взад и вперед,
вправо и влево.
А боль снова собралась в единое
целое и стала извивающей-
ся и длинной. Она существовала
отдельно от Сандрильонова,
как бы сама по себе, а Сандрильонов
сам по себе.
А всё-таки, зубная боль -
материальное она явление дейст-
вительности или идеальное? Если она
материальная, то нахо-
дится в каком-то одном времени и
пространстве, и это-то самое
пространство во мне и болит, а всё
остальное не болит.
Рука, скажем, не болит, и нога тоже -
не болит. И один мой
зуб ещё не есть я, пусть он и лезет
на стенку, а я лягу спать
и всё тут. А если она идеальная, то
не буду о ней думать. При-
думаю что-нибудь приятное. Вот иду
я, скажем, по пустын-
ному пляжу в жаркий летний день, а
навстречу мне идёт моло-
дая красивая женщина с цветком
камелии в руке. У неё
задумчивый взгляд, а по озеру
плавают белые лебеди. У-у, неу-
жели, когда я встречу её, у меня всё
так же будет болеть этот
чёртов зуб? Сандрильонов увидел
себя на пустынном пляже
с цветком камелии в руках и с
огромным флюсом на левой
щеке. Она, пожалуй, и мимо пройдёт, и
сказать ей комплимент
вроде бы и неприлично будет, с
флюсом-то. И поэт стал натя-
гивать брюки.
На улице падал мелкий снежок, и
деревья стояли в инее.
Благодать-то какая. И чувство
единения с миром и успокоения
охватило Сандрильонова.
Страдание ведёт к совершенству. А
высшая степень совер-
шенства - это единение с миром путём
углубленного созерца-
ния. Вот идёт навстречу старушка, а
из сумки у неё торчит хвост
селёдки. И старушка эта - я, и
селедка... Фу ты. Нет, конечно.
И придёт же иной раз в голову. Ой,
как болит зуб.
В поликлинике на лицах в очереди
Сандрильонов про-
читал страх перед неизбежным. Это
был человеческий и в об-
щем-то простительный страх. Ну и
что, что боятся? Все
они люди, и все они мне братья и
сестры, братья и сестры
по боли, и все они - я, а я - они. Я уж
сумею пострадать
и за себя, и за них. Дверь открылась.
Меня? Нет, слава Богу.
И никто не желает никому зла, и
зубной врач тоже, и руки
у него, может быть, не волосатые...
Что? Сандрильонов? Меня.
Ну и... ну и пойду, и вырву. Там-там,
там-там, идёт вперёд
весёлый маршал Ней.
Больной зуб удалили, а Сандрильонов
почувствовал облегче-
ние, словно в неизмеримо приятную
бездну низринулся.
"А стоит ли за них страдать? -
подумал он, выходя из каби-
нета.- Вот они сидят в очереди и
трусят, трусят все до единого.
Братья? Какие братья? Нет у меня
братьев и не было никогда.
Я один. А люди...
О, люди! - думалось Сандрильонову,-
жалкая толпа обжор
и пьяниц. Вы способны хохотать над
газетным фельетоном и за-
сыпаете на десятой строчке моих
стихов. Вам бы лишь посмот-
реть хоккей по телевизору. В
пятницу вы норовите занять
трёшку до понедельника, а в
понедельник у вас болит голова.
Я-то пытаюсь наполнить содержанием
вашу жизнь. Я умру,
а вы пройдёте, пройдёте мимо с
селёдкой под мышкой, и ни
одна слеза не оросит моей холодной
могилы".
Придя домой, Сандрильонов хотел
дописать неоконченное
стихотворение о первом снеге, но
всё-таки ночь была бессон-
ной. Поэт зевнул; не раздеваясь,
повалился на кровать поверх
одеяла и захрапел.
Конец